Что такое технология NVIDIA DLSS в играх
Игровые технологии постоянно развиваются, что позволяет получить хорошую картинку практически из ничего. И DLSS от NVIDIA тому пример. Название расшифровывается как Deep Learning Super Sampling, технология предполагает масштабирование изображения и увеличение игровой производительности с минимальной потерей качества. Сегодня мы пройдемся по истории этой технологии и посмотрим, на что она способна сейчас.
Что представляет собой DLSS
Кратко говоря, эта технология повышает разрешение изображений, дорисовывая необходимые детали. Восстановление выполняет нейросеть, которая находится на серверах NVIDIA и обучается на игровых проектах.
При запуске игры 3D-сцена запускается в низком разрешении, нейросеть дорисовывает элементы, растягивает изображение до целевого разрешения, ограниченного монитором, и добавляет промежуточные кадры. В итоге картинка улучшается без значительной нагрузки на видеокарту. Конечно, новые модели неизменно мощнее предыдущих, но без данной технологии они были бы намного требовательнее.
Работает DLSS на отдельных тензорных ядрах, чтобы не занимать ресурсы универсальных шейдерных процессоров и других вычислительных единиц. Поэтому технология совместима только с картами серии NVIDIA RTX, у которых есть подобные ядра.
История DLSS
Первая версия, DLSS 1.x, появилась в сентябре 2018 года вместе с видеокартами RTX 2000. Технология не отличалась высоким качеством, возможности нейросети были ограничены эталонным набором изображений, так что на практике улучшение было не таким большим, как ожидалось.
Кроме того, поддержку DLSS получили сначала крупные проекты вроде Metro Exodus или Battlefield V, так как на обучение нейросети для одной игры требовалось много времени. И даже для этих проектов были ограничения вроде определенных разрешений экрана или трассировки лучей.
В полной мере оценить возможности технологии можно было в 2020 г., когда вышла DLSS 2.x. Эта версия использовала универсальную нейросеть, а не отдельные алгоритмы под конкретные проекты. Принцип работы также отличался:
- рендеринг 3D-сцены запускался в более низком разрешении, чем целевое;
- на основе векторов движения рассчитывалось, насколько следующий кадр смещен по отношению к предыдущему;
- следующий кадр проходил рендер со сдвигом по отношению к предыдущему;
- временная информация из кадров совмещалась, образуя картинку;
- нейросеть дорисовывала недостающие детали.
Качество изображения на второй версии существенно выросло, единственной проблемой были мерцание текстур и гостинг (от ghost – «призрак»): при быстром движении были видны остаточные силуэты с прошлых кадров.
Эти проблемы исчезли в версии DLSS 2.1 и далее. Производительность выросла, картинка стала ровнее. А главное, работы DLSS вынесли в отдельный DLL-файл, чтобы его можно было заменять актуальным по мере развития технологии.
На видеокартах серии RTX 4000 появилась DLSS 3, где к масштабированию изображения добавилась генерация промежуточных кадров Frame Generation, FG. Теперь анализируются направление и скорость движения точек между двумя отрендеренными кадрами, данные сопоставляются с векторами движения. На основе этой информации нейросеть генерирует промежуточный кадр.
Плюс, раньше технология обрабатывала отдельные блоки изображения, теперь же она научилась работать буквально с точками размером 1х1 пиксель.
Единственным минусом третьей версии были артефакты, которые стали следствие того, что информации от двух кадров при быстром движении иногда не хватает для генерации промежуточного.
DLSS сейчас
Современной версией технологии можно считать DLSS 3.5. По сути, это усовершенствованная модификация третьей версии. Ее особенность - Ray Reconstruction, которая восстанавливает кадры с освещением, отражениями, тенями, то есть те, где задействуется трассировка лучей.
Еще одно отличие от предыдущего варианта в том, что версия 3,5 работает на видеокартах с 2000 по 4000 серию, тогда как третья была доступна только на 4000.
Для удобства DLSS 2, DLSS 3 и DLSS 3.5 переименовали. Сейчас они больше известны под названиями:
- DLSS 2 - DLSS Super Resolution;
- DLSS 3 - DLSS Frame Generation;
- DLSS 3.5 - DLSS Ray Reconstruction.
В некоторых играх есть переключатель между технологиями, и версии фигурируют именно под этими названиями.
В январе 2025 г. также была анонсирована DLSS 4, одновременно с линейкой видеокарт RTX 5000. По сути, последней версией является именно она, однако сказать что-либо о ней пока рано. Известно, что NVIDIA обещает прирост производительности до 8 раз, а главной особенностью стала технология многокадровой генерации, которая создает до трёх дополнительных кадров для каждого отрендеренного. Доступна она только на картах последнего поколения.
Как собрать компьютер с DLSS
Если вы планируете насладиться всеми возможностями данной технологии, вам потребуется компьютер на базе видеокарты NVIDIA. Учитывая ограничения, понадобится модель не ниже RTX 2000. Доступная версия DLSS напрямую зависит от видеокарты, то есть от того, имеет ли она тензорные ядра нужного поколения. Фактически на всех моделях доступна DLSS Ray Reconstruction (DLSS 3.5), кроме вышедших в 2025 г., где применяется четвертая версия.
Собрать игровой ПК поможет наш онлайн-конфигуратор. Для начала выберите одну из видеокарт NVIDIA серий RTX 2000 – RTX 5000. Система подберет совместимые процессоры, материнскую плату, блок питания и т. д. Меняя эти элементы в таблице, вы увидите изменения в цене, это позволит подобрать оптимальный вариант по производительности и стоимости.
Вы также можете использовать онлайн-конфигуратор, чтобы проверить совместимость своего компьютера с видеокартой.
Полученную конфигурацию можно распечатать или скачать, чтобы собрать компьютер в магазине. Приобрести его вы можете в PC-Arena. Закажите компьютер онлайн или приезжайте лично, ждем вас!
- Комментарии